Следить за новостями:

RSS

Свердловской области 85 лет

Актуально

С 20 по 27 апреля 2019 года  проводится ежегодная общероссийская добровольческая акция

В соответствии с поручением Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова с 20 по 27 апреля 2019 года в 23-й раз проводится ежегодная общероссийская добровольческая акция "Весенняя Неделя Добра" под общим девизом "Мы вместе создаем наше будущее!".

#

 

В 2019 году Свердловская область отметит 85-летие со дня создания. Глава региона Евгений Куйвашев подписал указ о праздновании юбилейной даты.

Датой основания Свердловской области считается 17 января 1934 года. Именно в этот день существовавшая ранее Уральская область была разделена на Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую области.

Глава Среднего Урала распорядился организовать праздничные мероприятия, приуроченные к памятной дате.

Распоряжение Губернатора Свердловской области № 235-РГ

История рождения и развития Свердловской области

17 января 1934 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление "О разделении Уральской области" на три области: Свердловскую, с центром в г. Свердловске, Челябинскую, с центром в г. Челябинске и Обско-Иртышскую, с центром в г. Тюмени. Так родилось современное название нашего региона.

Свердловская область 1934 г. по своим очертаниям мало напоминала сегодняшнюю. Контуры, похожие на современные, область приобрела лишь четыре года спустя, в октябре 1938 г., когда Указом Верховного Совета СССР, Свердловская область была снова разделена на Пермскую и Свердловскую.

Административно-территориальные преобразования 1934 года не являлись каким-то экстраординарным событием для того времени. Страна в целом и Уральский регион в частности, подвергались перманентным административно-территориальным реформам, начиная с 1917 г.

После Октябрьской революции в ходе разрушения старого государственного аппарата большевистскими властями, сразу же был взят курс на коренную ломку административно-территориального деления страны. В декабре 1917 г. НКВД РСФСР издал обращение ко всем Советам "Об организации местного самоуправления", в котором обязал все местные органы власти немедленно приступить к перестройке административно-территориального деления. Было указано на необходимость перемещения административных центров в промышленные города, где советы были более влиятельные и деятельные "благодаря наличию сильной пролетарской организации".

27 января (9 февраля) 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет "Об определении границ губернских, уездных и пр.". Статья 1 этого декрета относила вопросы изменения границ губерний, уездов и волостей к компетенции местных советов рабочих, крестьянских, батрацких и солдатских депутатов. Статья 4 декрета разрешала областям, губерниям, уездам и волостям "разделяться на части, образуя новые административные, экономические единицы".

В соответствии с январским декретом СНК, на объединенном Пермском губернском съезде крестьянских, рабочих и солдатских депутатов в апреле 1918 г. было принято решение о разделении Пермской губернии на два округа: Пермский и Екатеринбургский. В Екатеринбургский округ (прообраз Екатеринбургской губернии) вошли Екатеринбургский, Шадринский, Камышловский, Верхотурский, Ирбитский, Красноуфимский уезды и Серебрянский район Кунгурского уезда.

Причинами разделения Пермской губернии в сообщении Пермского исполкома губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, направленного в адрес отдела местного управления НКВД и датированного 22 августом 1918 г., были названы два обстоятельства. Во-первых, неудобное географическое расположение Пермской губернии и ее большая территория, "почему одному Пермскому губсовдепу не было никакой возможности проводить в жизнь декреты Совета народных комиссаров в области организации на местах советской власти". Во-вторых, статус города Екатеринбурга как "столицы Урала" требовал организации на территории Екатеринбургского и прилегающих уездов самостоятельной, независимой от Перми, административной единицы.

Официально о выделении из Пермской губернии новой административно-территориальной единицы — Екатеринбургской губернии — центральной властью было объявлено 15 июля 1919 г. Вновь созданная Екатеринбургская губерния включала в себя 6 уездов, около 400 волостей и 1660 населенных пунктов.

Сразу же после образования Екатеринбургской губернии начались административно-территориальные преобразования на уровне уездов и волостей. Предложения о таком реформировании губернии поступали от партийных работников, начиная с лета 1919 г. Так, неизвестный партийный организатор 30 августа 1919 г. сообщал, что Логиновская волость Екатеринбургского уезда "очень большая" и предлагал разделить ее на две самостоятельные единицы. Данное предложение шло в русле всероссийской тенденции к "стихийному выделению новых административных единиц, главным образом, волостных".

На заседании Екатеринбургского губернского военно-революционного комитета 20 августа 1919 г. было принято решение: "Нижне-Тагильский завод преобразовать в г. Нижний Тагил безуездный с ведением всего городского коммунального хозяйства согласно установленного законоположения о городах…". В городскую черту Нижнего Тагила вошли Тагильская, Выйско-Никольская и Троицко-Александровская волости. Аналогичным образом в безуездные города были преобразованы Кыштымский, Алапаевский, Невьянский (постановление губернского ревкома от 9 сентября 1919 г.) и Надеждинский заводы (постановление ревкома от 15 сентября 1919 г.).

Екатеринбургская губерния располагалась по обоим склонам центральной части Уральского хребта. Большая ее часть занимала восточный (азиатский) склон. На западном (европейском) склоне располагался только один Красноуфимский уезд. Губерния занимала площадь в 189,4 тыс. кв. км. Ее площадь представлялась вытянутой с севера на юг. В южной части она была значительно шире, чем в северной, и напоминала фигуру удлиненного неправильного треугольника, основанием к югу. Губерния граничила с Чердынским, Усольским, Пермским и Кунгурским уездами Пермской губернии; Бирским, Уфимско-Златоустовским и Курганским уездами Челябинской губернии; Ялуторовским, Туринским и Березовским уездами Тюменской губернии.

Глубокий экономический и социально-политический кризис, поразивший страну после гражданской войны, заставил искать новые пути управления хозяйством и обществом. Одним из таких новых направлений явилось экономическое районирование. Кризис экономики показал, что "попытка управлять из одного центра такой громадной страны как Россия всеми отраслями хозяйства, особенно при плохом состоянии учета, путей сообщения и связи не могла окончиться успехом". Таким образом, возникла мысль о необходимости районирования, то есть выделения таких районов, чтобы центру пришлось иметь дело не с сотней разных губерний, областей, автономных республик, а с числом гораздо меньшим.

При проведении реформы был востребован опыт "старых беспартийных специалистов", работавших в ВСНХ и Госплане. Они предлагали проводить политику укрупнения регионов, основываясь на "совмещении административных границ с рубежами пространства хозяйственной деятельности населения". Идея учета, прежде всего, экономических факторов при районировании страны была легко воспринята большевиками, так как не противоречила основным положениям марксистской теории. Концепция примата экономических, и, прежде всего, производственных отношений, "базиса" над "настройкой" была одной из ключевых идей в теории К.Маркса.

По проекту Госплана в Европейской части России предполагалось создать 11 районов, среди которых был и Уральский с центром в Екатеринбурге. Уральский район занимал Уральский хребет от водораздела Камы с Печерой на севере, до границ с Киргизстаном на юге. В силу горного рельефа и большой протяженности с севера на юг район отличался большой разнородностью. Осью района не только географической, но и экономической служил Уральский хребет.

При делении страны на районы Госплан стремился к тому, чтобы районы являлись "цельными производственными комбинатами" и имели "такого рода сочетание производительных сил, которые могли бы возможно цельнее обслуживать все свои нужды и возможно меньше обращаться к поддержке центра". При определении границ большое внимание уделялось энергосистеме района и системе путей сообщения (главным образом, водным). Госплан старался, чтобы реки, по возможности, не делились, а целиком входили в тот или другой район. Таким образом, границы районов проводились большей частью по водоразделам рек.

Состоявшийся в апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) принял резолюцию "О районировании", в которой посчитал разработанный Госпланом план нового административно-хозяйственного деления страны лишь предварительной рабочей гипотезой, нуждающейся в дополнении, проверке и разработке на основании опыта. В качестве опытных регионов для проверки нового районирования были созданы Уральская область (промышленный регион) и Северо-Кавказский край (сельскохозяйственный регион).

3 ноября 1923 г. сессией ВЦИК было утверждено положение об Уральской области, а 12 ноября — проект границ отдельных округов Уральской области, разработанный областной секцией районирования и административной комиссией при Уралэкономсовете. Таким образом, были утверждены следующие 15 округов Урала: Верхнекамский (с центром в г. Усолье), Пермский, Сарапульский, Кунгурский, Верхотурский (с центром в г. Нижний Тагил), Туринский (с центром в г. Ирбит), Тюменский, Екатеринбургский, Шадринский, Курганский, Челябинский, Троицкий, Златоустовский, Тобольский, Ишимский. Так была создана Уральская область площадью в 1757,3 тыс. кв. км. с населением в 6207,3 тыс. чел.

Уральский облисполком приступил к работе 15 декабря 1923 г., с этого же числа прекратили свою деятельность Екатеринбургский, Пермский, Челябинский и Тюменский губисполкомы. Таким образом, было завершено окружное районирование Уральской области. Более мелкие административно-территориальные образования — районы — организовались позже — в феврале 1924 г. (из 984 волостей создалось 203 района). В 1926 г. активный участник процесса реформирования, крупный хозяйственный деятель того времени Д.Е. Сулимов, заявлял об успехе районирования. По его мнению, Уральская область "как единое хозяйственное целое полностью себя оправдала". В результате объединения областной территорией различных отраслей народного хозяйства, получился хозяйственный комбинат большой мощности с весьма рентабельным сочетанием отдельных производств, с широкими перспективами на развитие в будущем. Область из дефицитной по госбюджету (1922 — 1923) превратилась в бездефицитную. В 1924 — 1925 гг. доходы по госбюджету превысили расходы на 13,3 млн. руб.

Благодаря районированию увеличилось количество оперативных советских работников (педагогов, врачей, агрономов, милиционеров и т.д.).

Эксперимент по созданию областных объединений был признан удачным, и в его продолжение в 1925 г. был образован Сибирский край, в 1926 г. — Дальневосточный край, в 1927 г. — Ленинградская область, в 1928 г. — Центрально-Черноземная область, Нижневолжский край и Средневолжская область. В январе 1929 г. административная реформа завершилась, были ликвидированы последние губернии и уезды и учреждены 5 новых областных образований (Северный край, Западная область, Ивановаская область, Нижегородский край и Московская область).

Однако стабильность административно-территориальной карты страны просуществовала недолго. В июле 1930 г. выходит Постановление ЦК ВКП(б) и последующие правительственные директивы, в соответствии с которыми осенью 1930 г. была начата кампания по ликвидации округов. К декабрю 1930 г. на территории Уральской области остались только национальные округа: Коми-Пермяцкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский (тогда Остяко-Вогульский).

Возрастающая с начала 1930-х гг. централизация экономики противоречила идеям экономического районирования, которое объективно способствовало усилению региональных элит. Политика государственной власти, связанная с нуждами индустриализации, потребовала изменения административно-территориального деления Урала.

На проходившей 18 и 19 января 1934 г. XII Уральской областной партконференции первый секретарь Уральского обкома ВКП(б) И.Д. Кабаков о разделении Уральской области заявил: "Это решение является актом величайшей большевистской мудрости… Мы это решение ЦК на нашей конференции будем не только приветствовать, но скажем, что именно это решение открывает необъятные горизонты для нашего дальнейшего наступления в социалистическом строительстве". В своем докладе он привел слова И.В. Сталина: "Новые условия развития промышленности требуют работы по-новому".

Иван Дмитриевич Кабаков, первый секретарь Уральского обкома ВКП(б) с 1929 г., в январе 1934 г. возглавил партийно-хозяйственное руководство созданной Свердловской области. Свердловским облисполкомом руководил Василий Федорович Головин. Молодежную комсомольскую организацию области возглавил Кузьма Иванович Ковалев. Все первые руководители области, несмотря на свои заслуги перед партией и государством, в 1937-1938 гг. были объявлены "врагами народа" и расстреляны. В 1956 г. все трое, как и многие другие, были реабилитированы.

С 1934 г. Свердловская область прошла трудный и вместе с тем, успешный исторический путь длиною в 75 лет. В 1930-е гг. на территории области были построены Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, Уралэлектротяжмаш, инструментальный и шарикоподшипниковый заводы в Свердловске, в Первоуральске и Каменск-Уральском трубные заводы, Красноуральский и Среднеуральский медеплавильные комбинаты, Уральский алюминиевый завод в Каменск-Уральском и многие другие крупные промышленные объекты.

Свердловская область дважды: в 1959 г. "за достигнутые успехи по подъему животноводства, перевыполнение плана государственных закупок мяса" и в 1970 г. "за большие успехи, достигнутые трудящимися области в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию народного хозяйства" была награждена высшим орденом СССР — орденом Ленина.

И сегодня наша область находится в десятке лидеров среди субъектов Российской Федерации по таким ключевым показателям, как объем промышленного производства, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, объем иностранных инвестиций.


Кинозал "Искра"
Кинозал "Искра" п. ЦБЗ приглашает гостей на просмотр фильмов отечественного и зарубежного производства; премьеры фильмов; самые маленькие зрители смогут посмотреть любимые мультфильмы, как в 2D формате, так и в 3D.
Электронный информационно-образовательный комплекс Свердловской области
Образовательный портал, содержащий практические советы для всех категорий населения по правилам поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Каталог сельхозпродукции
Онлайн-каталог позволяет сельхозкооперативам представить продукцию в сети Интернет и получить дополнительные возможности сбыта
Навигатор мер поддержки сельзхозкооперации
Содержит информацию о доступных сельскохозяйственным кооперативам мерах кредитно-гарантийной и лизинговой поддержки, мерах поддержки Министерства СХРФ, а также возможностях продвижения продукции в сети Интернет
Семья Победы
Любой желающий может прислать в это раздел историю своих родных и близких, которые пережили Великую Отечественную войну. Рассказать о воинских и трудовых подвигах народа!
Бесплатная юридическая помощь
1) правовое консультирование в устной и письменной форме; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях
Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области
Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК
Информация о пунктах оказания бесплатной юридической помощи юридическими клиниками.
Мобильный офис ПФР в Вашем смартфоне
Государственные услуги и сервисы ПФР теперь доступны в вашем смартфоне! Скачайте приложение для своего телефона прямо сейчас!
Личный кабинет АО "Облкоммунэнерго"
В Личном кабинете Вы можете подать заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям АО "Облкоммунэнерго" через Интернет
Личный кабинет ОАО "МРСК Урала"
В Личном кабинете Вы можете подать заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Урала" для энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 8900 кВт и уровнем напряжения до 10 кВ.
ИНВЕСТОРУ/БИЗНЕСУ
Информация по вопросам инвестиционной деятельности в Туринском ГО
Бюджет для граждан
Бюджет для граждан Бюджет Туринского городского округа
Муниципальные программы
Список муниципальных программ действующих на данный период на территории Туринского городского округа
ЗАОр "Туринский ЦБЗ
Официальный сайт ЗАОр "Туринский ЦБЗ".
Термальный комплекс "АКВАРЕЛЬ"
Целебная туринская вода оказывает положительное воздействие на организм человека и исцеляет от многих недугов.
Сведения о маршрутах регулярных перевозок
Реестр маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории Туринского городского округа
Всероссийский конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности"
Участие в конкурсе — это возможность для организаций продемонстрировать активную внутрикорпоративную политику, достижения по работе с персоналом, улучшению условий и охраны труда, развитию социального партнерства, формированию здорового образа жизни.
Цифровове эфирное телевидение
Сайт Свердловского филиала ФГУП "Развитие телерадиовещания в РФ"
Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД
На этом сайте каждый житель СО может получить информацию о том, как узнать свой ВИЧ-статус, где пройти обследование на ВИЧ, телефоны доверия, расписание работы мобильных пунктов обследования на ВИЧ.
Информационный портал "Работа в России"
Общероссийская база вакансий обеспечивает доступ к информации государственной службы занятости населения для широкой аудитории соискателей работы и работодателей.
Электронное правительство
На этом портале Вы сможете найти информацию об интересующих Вас государственных и муниципальных услугах и узнать, как их получить.
Соцопрос
Здесь вы можете принять участие в актуальных социологических опросах, проводимых Правительством Свердловской области, отражающих удовлетворенность населения качеством услуг в различных сферах деятельности.
Многофункциональный центр
Официальный сайт ГБУ СО "Многофункциональный центр"
Российская общественная инициатива
Интернет-ресурс по представлению и голосованию по предложениям граждан Российской Федерации в сети Интернет
Туринская ТИК
Туринская районная территориальная избирательная комиссия
Открытое Правительство Свердловской области
Портал "Открытое Правительство" Свердловской области принципиально новая платформой социального партнерства общества и власти, обеспечивающая высокий уровень прозрачности государственной власти и свободный обмен информацией между государством и гражданами.
Официальная Россия
Сервер органов государственной власти РФ
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей — это важнейший социально-экономический вопрос, потому что каждый из нас является потребителем товаров и услуг.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области
Фондом содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства подготовлены видеоматериалы, посвященные новому порядку капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
Общественное обсуждение проекта стратегии (программы) "Россия без сирот" на 2013-2020 годы
Управление Федеральной службы судебных приставов
Граждане и представители юридических лиц могут получить информацию о принятых мерах принудительного исполнения.
МУГИСО
МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Соцзащита
Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району
Отдел МВД Туринского района
Официальный сайт Отдела МВД России по Туринскому району
Публичные консультации в рамках ОРВ
ОРВ — процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативно-правовых актов с целью выявить в них положения, приводящие к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам, установить, решаются ли существующие проблемы.
Формируем Инвестиционную стратегию Свердловской области-2030
Инвестиционная стратегия региона – основа благоприятного инвестиционного климата и залог обеспечения конкурентоспособности региона и высокого уровня жизни населения.
Портал малого и среднего предпринимательства Свердловской области
Портал посвящен вопросам малого и среднего предпринимательства
АНКЕТА опроса граждан об оценке удовлетворенности качеством работы ГБУ СО МФЦ
Министерство экономики Свердловской области приглашает граждан принять участие в оценке деятельности ГБУ СО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
Информационная база инвестиционного потенциала отраслей региональной экономики и социальной сферы "РЕГИОНЫ РОССИИ"
В базу бесплатно включается информация о практических достижениях региональных органов власти и муниципальных образований в вопросах социально-экономического и инвестиционного развития территорий, обновления промышленности и инфраструктуры и т.д.
ГКУ "Туринский центр занятости"
Официальный сайт ГКУ "Туринский центр занятости населения" — помощь в трудоустройстве.
Майские указы Президента
Выполнение требований майских Указов Президента РФ в Свердловской области
Резерв управленческих кадров
Информация о порядке формирования, подготовки и исключения из резерва управленческих кадров Свердловской области
Стратегия действий в интересах детей
Итоги реализации Стратегии действий в интересах детей и План мероприятий на 2016-2017 годы
Заявить о нарушении конкуренции
Заявить о нарушении конкуренции на сайте Министерства инвестиций и развития Свердловской области
Независимая система оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
Официальный сайт для размещения информации о государственным (муниципальных) учреждениях
 
 
Закрыть слой Закрыть

Сайты и интернет - страницы организаций

 
Яндекс.Метрика