Следить за новостями:

RSS

Актуально

Туринскому ЦБЗ — 80 лет!

Анонс праздничных мероприятий!

#

2 февраля 2019

Документальный цикл "Уральские легенды" (П.П. Бажов)


По сказам Бажова.

В 2015 году Уральской окружной телекомпанией "Ермак" был снят документальный цикл "Уральские легенды" по всем известным с детства сказам знаменитого мастера слова, писателя Павла Петровича Бажова. Всего в эфир вышло пять серий, в основе каждой — конкретное литературное произведение П. Бажова, со страниц которого зрители перемещаются в современные реалии, где воочию смогут увидеть те легендарные места, где жили бажовские герои, и узнать, что общего у современных уральских мастеров и их сказочных коллег. В документальном цикле "Уральские легенды" появится и сам сказочник — Павел Петрович Бажов. Открывает повествование каждый раз писатель, работающий над своим очередным творением. Для воссоздания этих сцен телекомпанией "Ермак" проводились постановочные съемки в екатеринбургском доме, где писатель жил и работал с 1906 до 1950 года, и обстановка которого сохранилась в том виде, как это было при П. Бажове. Ныне это мемориальный дом-музей уральского сказочника.

Серия 1: Владения Хозяйки Медной горы В первой серии документального цикла журналисты УОТК "Ермак" вместе с краеведами поднялись на вершину Азов-горы, где, по преданиям, хранятся несусветные богатства. В 17 веке, после присоединения Сибири Ермаком, здесь располагался казацкий сторожевой пункт. Кроме того, Азов-гора привлекала и разбойников, награбленное они прятали в пещерах. Именно здесь Павел Бажов поселил и свою девку-Азовку, охраняющую богатства этих земель. Как убедились авторы документального цикла "Уральские легенды", действительно окрестности Полевского были сказочно богаты. А самым главным сокровищем являлся изумительный по своей красоте малахит. Добывали камень на Гумёшевском месторождении медной руды, оно и было той самой знаменитой сказочной Медной горой.
 
Серия 2: Каменный цветок Данилы-мастера Во второй серии рассказывается о тонкостях и секретах камнерезного искусства, а также зрители смогут познакомиться с прототипом сказочного Данилы-мастера – свердловского горщика Данилы Зверева. Авторам фильма удалось найти его родственников и уникальные фотографии, на которых запечатлен герой — Зверев вместе с писателем Павлом Бажовым. Родственники поведали о том, как 8-летний мальчик нашел свой первый драгоценный камень. "Он думает, что стеклышко, взял. Приходит домой, горщикам показал. Оказывается, это был алмаз" — рассказала Светлана Карпова, внучка Данилы Зверева. Безграмотного мастера Данилу Зверева высоко ценили и профессоры, и академики. Со страниц сказа "Каменный цветок" далее зрители перемещаются в мастерскую современного мастера-камнереза, визитной карточкой которого стали цветы из яшмы, жемчуга, горного хрусталя. В течение 40 лет житель Нижнего Тагила Виктор Васильев создает из камня одуванчики, вербы, сирени и многое другое. Обо всех секретах своего ремесла он рассказал журналистам УОТК "Ермак", а также раскрыл тайну, почему у Данилы-мастера не получилось сделать свой каменный цветок. "В моих изделиях малахитовых листьев нет, и никто их не делает у нас на Урале. Смотрите, вот он вроде зеленый, а на самом деле много синего. Холодный, мертвый синий цвет. Не может живое быть из мертвого!" — рассказывает мастер-камнерез Виктор Васильев. Как удалось увидеть авторам документального цикла "Уральские легенды", даже если каменных цветов из малахита уральским мастерам сделать не удалось, они все-таки нашли подход к этому капризному самородку. Руками местных мастеровых появилась на свет знаменитая русская мозаика. Сегодня каменные шедевры уральцев находятся в ведущих музеях страны. Данила-мастер стал настоящей уральской легендой.

Серия 3: Шедевры из чугуна каслинских мастеров Третья серия документального цикла "Уральские легенды" рассказывает о знаменитом каслинском художественном литье. О том, как челябинские рабочие отливают шедевры из чугуна, и как местный литейщик дядя Вася заставил уважать труд уральских мастеров – подробно описано в сказе П.П. Бажова "Чугунная бабушка". Журналисты УОТК "Ермак" побывали в городе Касли Челябинской области, нашли прототипа главного героя сказа и ту самую чугунную бабушку – спичечницу "Старуха с прялкой". Кроме того, авторы фильма отыскали уникальную, единственную сохранившуюся фотографию мастера Василия Торокина, именно с него П. Бажов списал своего героя-мастера. Зрители отправляются на Каслинский завод архитектурно-художественного литья, где местные мастера раскрывают все тайны создания знаменитых чугунных работ. Можно будет узнать, зачем рабочим завода нужен для отливки парафин и каким образом достигается матовая черная поверхность изделия. А также авторы фильма подробнее расскажут историю рабочего, который стал прототипом главного героя бажовского сказа — Василия Торокина. "Торокин — один из первых, кто стал изображать наш народ, наш каслинский трудовой народ", — рассказала Марина Смирнова, научный сотрудник Каслинского художественно-литейного музея. Самоучка Василий Торокин придал каслинскому художественному литью реализма, показывая всю правду жизни, какой бы она ни была. Он первый, кто смог внести свое, авторское в литейное искусство. Чугунная бабушка стала настоящим культурным переворотом, начиная с торокинской спичечницы, в литейном искусстве стали прославлять простых людей из народа, прежде такой почести удостаивали только высоких особ.

 

Серия 4: Крылатые кони златоустовских оружейников В четвертой серии документального цикла "Уральские легенды" рассказывается о златоустовской гравюре по стали и южноуральских оружейниках. В продолжении фильма зрители узнают, как зарождалось искусство украшать холодное оружие на Урале и почему именно крылатый Пегас считается визитной карточкой местных умельцев. Основой для этой части документального цикла стал сказ П.П. Бажова "Иванко Крылатко". Со страниц сказа зрители перемещаются в город оружейников Златоуст. Журналисты УОТК "Ермак" побывали на той самой оружейной фабрике, где несколько веков назад трудился герой сказа П. Бажова художник-гравёр Иван Бушуев. Современные мастера покажут, как сделать холодную сталь золотой, зачем гравюры обливают кислотой, как без красок разрисовать ножи или мечи и каким образом можно на железе создать эффект 3D. Авторам фильма также удалось выяснить подробности биографии главного персонажа сказа П. Бажова. Иванко Крылатко, мастер Иван Бушуев в свое время был личностью известной и не только в стенах оружейного завода. В Златоусте уральскому мастеру даже возвели памятник. Именно, ему, крепостному художнику, на заводе поручали важнейшие государственные заказы. К примеру все изображения на доспехах, созданных для маленького цесаревича, будущего царя Александра второго – это дело рук златоустовского художника Ивана Бушуева. Кроме того, Бушуев – первый в мире мастер, кто на тонком лезвии поместил целые батальные сцены. Причем впервые в истории центральное место занимает не полководец, а простой солдат. Бушуевские баталии можно увидеть и на работах современных оружейных мастеров.

 

Серия  5: Тагильская железная роза и хрустальный лак В заключительной пятой серии документального цикла "Уральские легенды" главным местом действия становится город Нижний Тагил Свердловской области. Во времена Демидовых на местных заводах делали самое лучшее в мире железо знаменитой марки "Старый соболь". А чтобы это железо на ярмарках и промышленных выставках еще в более выгодном свете показать, его расписывали яркими красками. Так зародился подносный промысел. Таланту тагильских мастеров посвящен сказ П. П. Бажова "Хрустальный лак". Со страниц сказа зрители отправляются в Нижний Тагил, в художественные мастерские, местные умельцы расписывают подносы так, как это делали три столетия назад их предшественники. Журналистам УОТК "Ермак" показали, как выводить узоры по металлу быстрым маховым письмом, всего за один день. А также рассказали, как прежде малахит использовали для росписи и самый главный секрет тагильских мастеров прошлых лет — хрустальный лак. Многие пытались выведать тайну хрустального лака. Заводовладельцы Демидовы ради этого отправляли к художникам Худояровым (основателям подносного промысла в Нижнем Тагиле) своих людей под видом учеников, господа Голицыны делали попытки подкупить самих мастеров. "Даже известный путешественник Пётр-Симон Паллас, который посетил тагильские заводы в 1770-м г., упоминает с восторгом о том, что ему показали секрет приготовления знаменитого худояровского лака. На самом деле, ему дали, мягко говоря, не совсем достоверные сведения" — поведал Антон Васенёв, научный сотрудник этнографического комплекса музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Кроме того, зрители увидят главный символ нижнетагильской росписи – знаменитую розу на железе. Как рассказали местные мастера, эта железная роза для них – что каменный цветок для сказочного Данилы-мастера, в ней вся сила мастерства и таланта.

Источник: РИА Накануне.RU https://www.nakanune.ru/https://www.youtube.com/channel/UCwB7r7WFuSWib5MSvzL1XGQ

 

Назад к спискуНазад к списку

1 февраля 2019
Можно ли ездить в лес за валежником, как в старину, ничего не опасаясь?

Интервью.

1 февраля 2019
Объявлен карантин по гриппу

Администрация Туринского городского округа информирует.

1 февраля 2019
ТКО в вопросах и ответах

"Мусорная реформа" продолжается.

Все новости в категории